Как показывает опыт моих учеников курса «Бизнес-план ПРОСТО, сделай сам!», предприятие в сегменте одежды и обуви обычно испытывает нехватку денежных средств даже в ситуации стабильности. Зачастую коллекции закупаются в кредит или в рассрочку у поставщиков — заказчики расплачиваются за них из выручки. Но уже сейчас можно предположить, что план продаж в сезоне весна-лето будет выполнен не более чем на 20%. Думаю, что мизерное количество предпринимателей имеет хоть какие-то накопления для того, чтобы закупить коллекции следующего сезона, которые уже готовы и ждут оплаты.
По всей видимости, возникнут и проблемы с доставкой коллекций из-за границы, особенно из Европы, и с кадрами, которые пришлось сократить во время режима самоизоляции, и с выплатой зарплаты оставшимся сотрудникам, и с арендной платой.
Как справиться с этим валом задач?
Мы с моими студентами по направлению розничной торговли женской одежды сделали следующее: посчитали и приняли верное управленческое решение.
Давайте разберемся, сколько средств потребуется fashion-компании, чтобы продержаться как минимум до продаж следующего сезона и выжить за счет них.
1. Аренда (включая коммуналку, эксплуатационные и прочие расходы по договору аренды) за март-август (6 месяцев). У моей студентки Натальи в договоре были предусмотрены два месяца в счет гарантированного платежа в ТЦ, который был внесен ранее. Мы попробовали договориться, чтобы аренда за март-апрель пошла в счет этого платежа. Арендодатель попался понимающий и дал согласие. Если вы заплатили за март-апрель, то можете попросить засчитать их за май-июнь. Но нужно понимать, что потом все равно нужно будет внести плату за них.
2. Зарплата работникам за март-август (6 месяцев х средний оклад х количество работников). Не забываем, что кто-то может попроситься в отпуск летом, и нужно будет его замещать. Приплюсуем эту сумму.
3. Прочие постоянные расходы: сайты, хостинги, реклама, склад, программное обеспечение, все то, что нужно содержать независимо от того, есть выручка или нет. Посчитали месячный объем, умножили на 6.
4. Платежи по кредитам. Моей студентке дали отсрочку, и это означает, что по ее завершении она будет платить в месяц в двойном или тройном размере. Поэтому мы подкорректировали график платежей и посмотрели, сколько Наталье нужно будет заплатить хотя бы до сентября.
5. Стоимость коллекции сезона осень-зима. Ее все равно придется оплачивать, если не сейчас, то до сентября. Плюсуем эти затраты.
6. Транспортные расходы по доставке коллекции сезона осень-зима. Плюсуем.
7. Налоги за 2019 год (Наталья их еще не заплатила) плюс страховые взносы за работников, т. к. они официально устроены на работу.
Это основные платежи, которые нужно осуществить моей студентке курса по бизнес-планированию в ближайшее время. У каждого из вас есть еще и дополнительные статьи расходов.
Далее мы с Натальей посчитали 20% выполнения плана продаж за период март-август (у вас же тоже есть план продаж?). Это максимум, который она и вы сможете получить за это время. Считаем разницу между возможной выручкой и всеми расходами — получаем тот объем средств, который в любом случае понадобится до августа.
Теперь ответьте себе на вопрос: хватит ли этих средств, чтобы ваш бизнес выжил?