Кассовый разрыв: как найти выход за 6 шагов
Кассовый разрыв — что это, почему возникает и как из него выйти? Своим опытом делится Оксана Ткаченко – кандидат экономических наук МВА, собственник консалтинговой компании «ТОН-консалтинг», член Национальной ассоциации корпоративных директоров России, автор курсов, тренингов по экономике предприятия и системам оплаты труда, автор блога о бизнес-планировании для предпринимателей микро- и малого бизнеса.
Инстаграм @lady_economic_boss
Одна из самых серьезных проблем в бизнесе — кассовый разрыв, когда фактический остаток и приход в конце отчетного периода меньше суммы планируемых расходов.
В подобной ситуации необходимо все тщательно просчитать и спланировать, а затем принять верное управленческое решение о дальнейших шагах. Иногда приходится приостановить деятельность, а то и полностью закрыть бизнес, чтобы перестать сливать бюджет. Как не допустить подобного развития событий, рассказывает Оксана Ткаченко:

В моей практике был опыт работы с крупным государственным холдингом. Из-за долгов юридическое лицо признали банкротом, и теперь компания функционирует в ограниченном режиме. Тем не менее, уже четыре года она остается на плаву и регулярно выплачивает заработную плату сотрудникам. Грамотное управление бизнес-процессами помогает в любой ситуации!

Что такое кассовый разрыв?
Кассовым разрывом называют ситуации, когда компания:
-систематически испытывает нехватку денег;
- имеет крупную кредиторскую задолженность;
- не может делать выплаты по обязательства.

Вот несколько признаков кассового разрыва:
- у вас накопились долги перед поставщиками, сотрудниками, арендодателями, вы не платите налоги. Это самые первые и очевидные признаки того, что нужно срочно тушить пожар, пока он горит, а не тлеет;

- вы распоряжаетесь своими деньгами, как деньгами бизнеса, и наоборот. Помните, что когда вы вкладываете в бизнес личные средства, то для вас это расход, а для бизнеса — приход. Пожалуйста, разделяйте счета;

- обращаетесь к бизнес-плану время от времени.

Если вы не наладили прозрачное управление бизнес-процессами, то не знаете, кому, сколько и когда нужно заплатить;
- «спонсируете» бизнес, хотя на самом деле это он должен приносить вам доход. Часто предприниматели вкладывают личные средства и не реинвестируют;

- регулярно берете кредиты, в результате одни кредитные обязательства сменяют другие, а суммы постоянно растут. Кредитные организации, которые дают вам деньги, зарабатывают на вас. Поэтому будьте внимательны и уверены в расчетах;

- у вас хаотичная ситуация с финансами, нет системы и плана движения денежных средств.

Если вы не можете оценить прибыльность и эффективность бизнеса, разберитесь в причинах и подумайте, что делать дальше: поменять поставщиков, докупить партию товара или что-то другое. И, конечно, все нужно просчитывать — ставить цены, основываясь на предположениях, неразумно, это может привести к падению продаж. Все, что касается управления бизнес-процессами, делайте только через стратегию и план мероприятий, шаг за шагом.

Почему возникает кассовый разрыв?
1. Не рассчитали вложения сразу и в процессе: «авось прокатит», «все начинают — и я начну», «ограничивающие убеждения в сторону — я все смогу…». Например, может оказаться, что вам придется сразу оплатить аренду помещения за полгода, а не за один месяц.

2.Отсутствует система и стратегия, потому не выполняется план продаж.

3. Ошиблись в бизнес-модели. Например, вы сначала выполняете услугу, а потом получаете оплату от клиента. Только до этого платите контрагентам, и опять из личного кармана.

4. Не понимаете в расчетах себестоимости и правильной цены. Всегда учитывайте скрытые расходы!

5. Не занимаетесь долгосрочным финансовым планированием — на месяц, квартал, год.
Шаг 1. «Сфотографируйте» бизнес
Нужно понять, что у вас есть сегодня: деньги, товар, прибыль, себестоимость, цена и т. п. Осознайте ситуацию, взгляните на нее с высоты и оцените риски, возможности и проблемы. Это точка А. Точкой Б назовем ситуацию, к которой вы стремитесь через определенное время — пять лет, год, полгода, квартал, месяц. Всегда будут не зависящие от вас факторы и условия, но когда вы прокладываете дорогу, под них можно подстраиваться или немного корректировать.

Шаг 2. Проведите ревизию договоров
Заново изучите договоренности с основными контрагентами, производителями, поставщиками, арендодателем, пересмотрите трудовые договоры. Выпишите и пересмотрите условия оплат. Возможно, вам придется договориться об оплате в рассрочку или под реализацию. Приготовьтесь к тому, что это будет сложный и нудный процесс. На подобные соглашения контрагенты идут плохо, потому что им тоже нужны деньги и они сами (как бы иронично это не звучало) систематически находятся в кассовом разрыве. Тем не менее, над этим стоит заниматься. Если вы оплачиваете счет позже, вы растягиваете время и даете себе шанс закрыть пробелы. А на будущее сразу договаривайтесь об отсрочке выплат, для бизнеса это точно лучше.

Шаг 3. Перейдите на работу по предоплате
Или в качестве альтернативы предложите клиентам делать авансовые взносы. Этот совет подойдет не всем — например, его сложно реализовать в товарном бизнесе, где принято сразу рассчитываться за товары. А для производства и сферы услуг эта ситуация выгодная. Да-да, стулья потом.

Шаг 4. Составьте план движения денежных средств на год
Отметьте для себя остаток денежных средств на начало года, спрогнозируйте поступления на расчетный счет, оплаты и остаток на конец периода. Для успешного управления бизнес-процессами составьте платежный календарь на месяц. Компаниям с кассовый разрывом этот пункт необходимо выполнить обязательно, тем, кто только зарегистрировал бизнес, — смотреть по ситуации. Это своего рода ПДД (планы движения денежных средств), только составленные на каждый день ближайшего месяца. Другими словами, вы учитываете все поступления, оплаты и задолженности, а основная цель — в конце месяца выйти в «плюс».

Шаг 5. Проведите работу с дебиторами и кредиторами
Как можно быстрее заберите ваши деньги у дебиторов и пустите их на развитие бизнеса. Это самый выигрышный вариант получить живые средства. Пересмотрите кредитные договора и проведите переговоры с банками. По возможности перезаключите договоры на более выгодных для вас условиях, объедините несколько кредитов в один или проведите рефинансирование. Внимательно следите за сроками выплат, чтобы избежать оплаты дополнительных высоких процентов. Все просчитайте заново и выясните, сможете ли вы работать на новых условиях, а также заложить проценты в себестоимость, цену и прибыль. Если этого не сделать, вы окажетесь в еще более глубокой долговой яме.

Шаг 6. Найдите новые источники финансирования
Возможно, это будет еще один кредит или инвестиции со стороны. Запомните, что это не благотворительная акция, и за шанс встать на ноги придется заплатить позже не только фиксированной суммой и процентами, но и долей имущества, если бизнес рухнет. А это уже серьезные риски. Иногда лучше отдать свое дело и не копить задолженности — это тоже нужно осознавать. Только учет и просчет совместных интересов в бизнес-плане помогут принимать верные управленческие решения.
Вывод
У вас есть все шансы побороть кассовый разрыв!

Здесь изначально важен готовый бизнес-план, а потом на его основе возможность принимать взвешенные управленческие решения: начинать бизнес или нет, продолжать его вести или нет, какой стратегии придерживаться, какие признаки выдают, что все идет не по плану и вы близки к краху. Эти знания и логика останутся с вами навсегда, а бизнес-план будет жить вместе с вашим делом.

Именно с проблемой кассового разрыва чаще всего ко мне приходят предприниматели на курс «Бизнес-план ПРОСТО, сделай сам!».
ИП ТКАЧЕНКО ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
ИНН 230805941083

e-mail info@businessplanprosto.ru

Договор-оферта
Политика конфиденциальности
Made on
Tilda