Пандемия и локдаун весной 2020 года привели к тому, что салоны красоты и рестораны, отели и кинотеатры, турфирмы остались без выручки. А обязательные платежи – налоги, зарплата, страховые взносы, кредиты – никто не отменял. Денег нет, а платить нужно. Кассовые разрывы привели к массовым банкротствам.
Такие проблемы возникают у 50% российских предпринимателей и в обычное время. Любому собственнику нужно заниматься профилактикой кассовых разрывов, прогнозировать их заранее. Это намного дешевле и легче, чем бороться с проблемой, когда она нагрянет. Если только вы не фанат кредитов с адскими процентами.
СЕМЬ ПРИЧИН КАССОВОГО РАЗРЫВА
1. Бизнес убыточный, но собственник не в курсе.
Комментирует Наталия Морозова, эксперт по управлению финансами и налоговой безопасности:
«В Казани у моего клиента 17 аптечных киосков и постоянная нехватка денег. В очередной раз собственник бизнеса получает от поставщиков товарный кредит. При этом в товарном кредите, кроме вещей быстро уходящих, есть товары, которые никому не нужны. На моем бизнес-лагере «Эффективное управление финансами» мы вместе с собственником посмотрели прибыльность каждого из киосков. Оказалось, что из 17 киосков прибыльны были всего 2. Собственник не вел управленческий учет, поэтому не понимал, насколько большой убыток. Поэтому я советую внимательно посмотреть на каждое из направлений вашего бизнеса или на каждый из объектов (или проектов) и оценить их прибыльность. Если что-то работает в убыток, от этого нужно избавиться или проработать это направление, чтобы оно приносило прибыль»
Как избежать кассового разрыва:
Вести управленческий учет и анализировать прибыльность каждого направления бизнеса (проекта). Если бы собственник оценил рентабельность каждого, он бы увидел, что бизнес не приносит прибыли, определил слабые места, возможно, закрыл убыточные торговые точки и предотвратил кассовые разрывы.
2. Нет планирования.
Роман решил заняться рекламным бизнесом, снял офис, нанял сотрудников, привлек клиентов. Доходы выросли, пришли крупные заказы от федеральных компаний. Для их реализации серьезно расширили штат. 5 числа, в день выдачи зарплаты, Роман понял, что на счетах просто не хватает денег. По двум большим проектам, которые должны принести серьезный доход, заключен договор на постоплату. Оплата по ним должна прийти только через месяц. Собственнику пришлось занимать деньги у знакомых и задерживать выплаты сотрудникам.
Как избежать:
Скачайте бесплатно шаблон бюджета движения денежных средств (БДДС) или используйте платежный календарь. Внесите планируемые движения денег. Если в определенный месяц остатков на счетах меньше, чем расходов, произойдет кассовый разрыв. Подумайте, как избежать кассовый разрыв, где взять средства к этому времени, или какие сократить расходы.
Если бы Роман расписал все планируемые поступления и траты, он бы увидел, когда в компании возникает кассовый разрыв и принял меры заранее. Например, договорился об авансе от крупного клиента.
3. Большая дебиторская задолженность.
Сергей, владелец компании по установке окон, запустил рекламную акцию с беспроцентной рассрочкой. Клиенту предлагалось заплатить 50% от стоимости окон до установки, а остальную сумму в течение трех месяцев. Большинство клиентов выполнило обязательства, но часть отказалась платить, ссылаясь на сложную финансовую ситуацию. Сергей начал регулярно обзванивать должников, но со временем те перестали отвечать на звонки. Консультант по юридическим вопросам сообщил предпринимателю, что договор составлен с серьезными ошибками и обращаться в суд нет смысла. Убыток от неплатежей заставил владельца влезать в долги.
Как избежать:
Наталия Морозова: «В каждой компании должен быть регламент по работе с дебиторской задолженностью, и сотрудник, который несет за нее ответственность. У сотрудника, контролирующего дебиторку, всегда должно быть четкое понимание, в какой момент задолженность становится просроченной. В моей практике был пример, когда в компании был не самый грамотный финансовый директор, и, чтобы компенсировать отсутствие денег, он брал кредиты. Где кредиты, там и проценты по кредиту. С дебиторкой никто не работал, компания теряла 3 млн рублей в месяц, но при этом еще и кредитовалась. Не делайте так! Работайте с дебиторской задолженностью»
4. Затоваривание.
У Татьяна магазин игрушек и детских товаров. Поставщик перед Новым Годом предложил серьезную скидку на большую партию елочных украшений. Татьяна решила, что справится и успеет продать весь товар. Совсем рядом открылся магазин конкурентов. Спрос оказался меньше, чем планировали. После праздников на складе осталась треть продукции. Денег на выплату зарплаты сотрудникам не хватило. Собственница распродала товар с огромной скидкой, намного ниже закупочной стоимости, чтобы разобраться с долгами.
Как избежать:
Любое затоваривание – потери для бизнеса. Пока товар лежит на складе, он не приносит денег, скорее наоборот. Ведь вы тратитесь на аренду помещения. Если на рынке не происходит больших потрясений, избежать затоваривания можно с помощью грамотного управления запасами и планирования закупок. Анализ ассортимента покажет, какие позиции пользуются спросом, а что покупают реже и в каких количествах. Расчет точки заказа, оптимального объема закупок, хороший маркетинг помогут компании избежать замораживания денежных средств.
У товаров и материалов надо считать оборачиваемость и маржинальность. В случае с товарами все ненужное сразу же выводить. А если на складе хранится что-то бесполезное, избавляться – это замороженные деньги.
5. Непросчитанные инвестиции в оборудование, офис, транспорт.
Иван решил, что пора расширяться и приобрести склад. Деньги на счету были, цена очень привлекательная, расположение подходящее – отличное вложение! Остановил его финансовый директор. Инвестиция только на первый взгляд кажется заманчивой: имеющиеся денежные средства на самом деле уже распланированы. Часть этой суммы в ближайшее время будет перечислена поставщикам, часть уйдет на авансовый платеж по налогу. Все, что останется – финансовый резерв. А вот аренда этого склада будет вполне посильна для компании.
Как избежать:
Любая инвестиция нуждается в тщательном анализе. Если собственник не может сам определить ее эффективность, лучше посоветоваться с финансовым экспертом. Это поможет просчитать все возможные варианты и принять взвешенное решение.
6. Внешние факторы.
Сюда можно отнести пандемию, санкции, длительные праздники, принятие новых законов. Так, например, с 1 июля 2020 года была введена обязательная маркировка обуви, у производителей появилась дополнительная обязанность описать товар, получить его код, заказать эти коды и наклеить их на каждую единицу товара. Это привело к росту издержек и увеличению длительности производственного цикла.
Страдают и розничные продавцы. Марина владеет небольшим обувным магазином и не успела в срок промаркировать товар. После проверки на нее наложили штраф 10 000 рублей и конфисковали обувь без маркировок, что составляло около трети общего объема. Из-за уменьшения ассортимента упали продажи, прибыль оказалась меньше, чем планировалось, произошел кассовый разрыв.
Как избежать:
Застраховать себя от такого не может ни одна организация. Но можно подумать о финансовой подушке безопасности – резерве для непредвиденных расходов.
7. Собственник выводит на себя слишком много.
Андрей уверен, что бизнесмен должен жить шикарно. И вот она, реклама нового автомобиля. Да еще и скидка 20%. Надо брать, тем более денег в кассе пока хватает. Но после покупки приходит товар на склад, нужно внести оплату поставщикам, да и выдавать ЗП уже скоро. Приходится просить об отсрочке или даже брать кредит, чтобы покрыть кассовый разрыв.
Как избежать:
Средства выводятся из прибыли. Деньги на счетах - это не прибыль. Чтобы узнать, сколько денег можно вывести на себя без ущерба для компании, нужно смотреть в отчет о прибылях и убытках (ОПиУ). Нельзя вывести на себя больше, чем сумма прибыли за период. Также обязательно планируйте поступления и выплаты с помощью БДДС, так вы узнаете, есть ли риск кассового разрыва в будущем, после вывода средств.